метафизическое ядро теории


метафизическое ядро теории
        МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ ЯДРО ТЕОРИИ — это понятие стало популярным в работах по методологии науки в связи с разработкой И. Лакатосом представления о научной теории не как об изолированной структуре, являющейся самостоятельной единицей знания, а как о серии сменяющих друг друга вариантов, названных им «научно—исследовательскими программами». Пытаясь описать процессы реального изменения теоретических знаний, Лакатос выделил в содержании научно-исследовательской программы особую часть, названную им «ядром» (под которым он понимал некоторую совокупность утверждений, выражающих основное содержание программы), и «защитный пояс», состоящий из различного рода методологических правил, способствующих сохранению, до определенного момента, ядра программы. С помощью подобного подхода Лакатос старался объяснить относительную независимость теоретических систем от противоречащих им эмпирических данных. В своей книге «Фальсификация и методология научно— исследовательских программ» Лакатос говорит о «метафизической основе» теорий, с помощью которых осуществляется защита ядра программы, приводя в качестве примера картезианскую модель мирового устройства. Как известно, эта модель основывалась на образе мира как некой машины и механистические характеристики мирового устройства играли роль метафизических предпосылок, определяющих направление конкретно—научного поиска. Хотя сам Лакатос не вводит четких различий между такими понятиями, как «метафизическое ядро», «метафизическая основа программы», и даже характеризует картезианскую метафизику как один из вариантов исследовательской программы, тем не менее из контекста его рассуждений можно понять, что совокупность метафизических утверждений составляет существенную часть «жесткого ядра» любой конкретно-научной теории.
        Само ядро, с этой точки зрения, является сложным образованием, состоящим из элементов различной природы. В него входят собственно метафизические допущения (чаще всего в виде скрытых оснований), задающие общий взгляд на основные характеристики мирового устройства, а также методологические принципы, определяющие характер и направленность исследовательского поиска (нормативная функция ядра) и описание эмпирических данных. Характеризуя эти составляющие как «внутреннюю историю» теории, Лакатос настаивает на том, что именно она имеет преимущественное значение для сохранения или отбрасывания конкретного варианта исследовательской программы по сравнению с совокупностью эмпирических влияний, определяемых как ее «внешняя история». Поскольку методологические соображения ученого сами так или иначе испытывают воздействие определенных представлений об особенностях мирового устройства, постольку метафизические утверждения оказываются при таком подходе существенной частью любой реально действующей исследовательской программы. Такие представители постпозитивистской философии науки, как Т. Кун и Дж. Агасси, также считали метафизические утверждения важным элементом теоретического сознания. В частности, Агасси видел в них прообраз теории, «незрелую» идею о способе решения возникшей проблемы, получающей впоследствии конкретизацию в соответствующих научных моделях. Он объяснял устойчивость теорий именно вхождением в их ядро совокупности метафизических представлений, поскольку последние труднее фальсифицируются и потому дольше сопротивляются возникающим контраргументам.
        С.С. Гусев

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Смотреть что такое "метафизическое ядро теории" в других словарях:

  • метафизическая теория —         МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. В истории философии одно из значений термина «метафизика» совпадает по содержанию с термином «философия». Систематизатор и толкователь Аристотеля Андроник Родосский назвал «Метафизикой» совокупность трактатов… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II — Е. в православной Церкви II тысячелетия Е. в Византии в XI в. К XI в. визант. богослужение приобрело почти тот вид, какой оно сохраняло в правосл. Церкви все последующее тысячелетие; в его основе лежала древняя к польская традиция, значительно… …   Православная энциклопедия

  • ВРЕМЯ — обозначает течение, длительность и последовательность событий. Оно есть условие существования конечных вещей и существ тварного мира. Согласно христ. учению, В. как творение Божие подчинено домостроительству спасения и своими границами имеет… …   Православная энциклопедия

  • ДИАЛЕКТИКА — (от греч. dialektike (techne) искусство вести беседу, спор) филос. теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным или даже единственным источником всякого движения и… …   Философская энциклопедия

  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ — НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ, явление передачи потомству материальных факторов, определяющих развитие признаков организма в конкретных условиях среды. Задачей изучения Н. является установление закономерностей в возникновении, свойствах, передаче и… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Шопенгауэр Артур — (Schopenha uer) знаменитый немецкий философ; род. 22 февраля 1788 г., умер 21 сентября 1860 г. Его отец был довольно богатый данцигский купец. Желая дать сыну хорошее образование и познакомить его с жизнью, но в то же время отнюдь не мечтая… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Шопенгауэр, Артур — (Schopenhauer) знаменитый немецкий философ; род. 22 февраля 1788 г., умер 21 сентября 1860 г. Его отец был довольно богатый данцигский купец. Желая дать сыну хорошее образование и познакомить его с жизнью, но в то же время отнюдь не мечтая… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ВРЕМЯ — фундаментальное понятие человеческого мышления, отображающее изменчивость мира, процессуальный характер его существования, наличие в мире не только «вещей» (объектов, предметов), но и событий. В содержание общего понятия В. входят аспекты,… …   Философская энциклопедия

  • ГЁТЕ — (Goethe) Иоганн Вольфганг (1749 1832) нем. поэт и мыслитель. Его филос. поэтические и научные понятия не просто дополняли, но взаимопроникали друг в друга, что сделало его неповторимой и оригинальной фигурой в истории мировой философии и культуры …   Философская энциклопедия

  • Мостерин, Хесус — Хесус Мостерин Jesus Mosterin …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.